Учим грамотно писать

Перед учителем и родителями стоит трудная  задача:  научить детей формулировать мысли ясно и грамотно.

Переписывание и его «производные»

1. Каким бы простым и очевидным ни казалось это занятие — обычное переписывание, — стоит принять во внимание несколько технологических моментов, которые придадут этому роду деятельности больше осмысленности и эффективности.
а) Текст обязательно должен нравиться ребенку. Если есть такая книжка, в которую он влюблен, которую он читал и перечитывал много раз (или же хотя бы многократно прослушивал на аудиоплеере), — то это идеальный материал для переписывания (а также для многих последующих упражнений: диктантов, изложений, конспектов и т.п.).
б) Чуть ниже текущей строки текста-оригинала следует положить прозрачную линейку, — чтобы не надо было всякий раз заново искать это место глазами.
в) Переписывание идет (короткими) порциями, размер которых определяет сам ребенок (минимум одно слово). Каждую такую порцию ребенок как бы «фотографирует» мысленным взором и, держа «фотографию» в кратковременной памяти, воспроизводит ее на бумаге, не подсматривая уже больше в оригинал. В помощь зрительной памяти можно подключать слуховую: для этого одновременно с «фотографированием» следует проговаривать ту же порцию текста вслух. В порядке эксперимента можно также попробовать читать каждое слово в точности так, как оно пишется, а не так, как оно обычно читается (при этом йотированные гласные «е», «ё», «ю», «я» произносятся с сохранением призвука начального «й» — на манер иностранцев, изучающих русский язык; мягкий знак заменяется на очень короткое «и», твердый знак — на очень короткое «о»; «ши» произносится как «шйи», «жи» — как «жйи» и т.п.). Крайне нежелательно «подглядывать» в оригинал прежде, чем текущая порция текста будет полностью написана до конца. Поначалу приходится просто сидеть рядом с ребенком, следя, помимо осанки, за направлением его взгляда, и делать ему замечания за такие «подглядывания». (Нетрудно заметить, что это — уже знакомая нам эхо-технология, только в письменном варианте.)
2. Еще более строго эхо-принцип реализован в «шпионском» переписывании. Тут текст оригинала находится не на том же столе, за которым ребенок сидит и пишет, а в некотором отдалении — лучше всего, в соседней комнате. В результате, ребенку приходится многократно курсировать между текстом оригинала и письменным столом, нарабатывая одновременно навык мысленного «фотографирования. В «мягком» варианте этого упражнения текст оригинала можно оставить на письменном столе, но обязательно прикрывать однажды «сфотографированные» места чем-нибудь вроде картонки с вырезанным уголком.
3. Логическим продолжением «шпионского» переписывания является воспроизведение по памяти. Ребенок вначале учит текст наизусть, а потом восстанавливает его на бумаге в письменном виде.
4. Еще одно полезное упражнение — переписывание с «испорченного» оригинала. Оно как бы воспроизводит ситуацию из приключенческих романов, в которых какое-нибудь важное послание, найденное в выловленной из моря бутылке, оказывается частично повреждено морской водой. Так, для тренировки правописания можно заменить все буквы «а» и «о» на звездочки, или же «обрубить» у всех слов окончания, или же удалить все знаки препинания и т.п. «Порча» текста может простираться и дальше. К примеру, можно убрать все глаголы, или же все имена прилагательные, или же, вообще, каждое второе слово. Тогда переписывание перестает быть собственно переписыванием и превращается в творческую задачу. В конце концов, такая известная литературная забава, как буриме, — тоже из этой серии.

Диктант

Классический диктант предполагает участие, как минимум, двух человек: один диктует, другой пишет. Но более интересно, когда ребенок действует совершенно самостоятельно. Диктующего родителя вполне может заменить mp3-плеер с записью любимой книги, а еще предпочтительнее — диктофон, на который ребенок сам начитывает текст. Если он при этом немножко «жульничает» и делает для себя какие-то интонационные пометки в трудных для написания местах — тем лучше.

Пересказы

(Мульт)фильмы, книги, комиксы — всё это хороший исходный материал для письменных пересказов. Пусть ребенок сам выберет, какое произведение ему больше нравится. Маленькие дети тяготеют к подробному пересказу, со множеством разных деталей. Детей постарше можно попросить передать только краткое содержание, чтобы получился конспект. В принципе, первоисточником в ходе работы можно пользоваться неограниченно — при условии, конечно, что всё занятие не сведется лишь только к просмотру кинофильма или просто к «голому» переписыванию (иначе первоисточник придется отобрать).

Описание реальных событий

В жизни большинства современных детей интересных событий практически не бывает. И всё же, иногда случается, что какое-то происшествие находит в душе ребенка эмоциональный отклик. Может быть, он стал свидетелем или участником какой-то драки, может быть, его вызывали к директору школы за плохое поведение. Пока эмоции не остыли — самое время предложить ему изложить свою версию событий на бумаге. Ради этого его даже можно освободить от других заданий.
Особую ценность представляют записи по памяти эмоционально заряженных диалогов — уговоров, споров, ссор, перебранок и т.п. При этом по ходу работы включается «задний ум» и в голову приходят лучшие варианты собственных реплик, которые тоже можно записать и использовать потом в реальной жизни.

Художественно-литературное творчество


Первые опыты в жанре художественной литературы будут, скорее всего, лишь бледными подражаниями или даже явным плагиатом. Кроме того, случается, что ребенок берется за сочинение большого романа, но, написав пару страниц, полностью теряет интерес ко всей затее. Всё это в порядке вещей. Для облегчения дела, можно на первых порах предложить ему написать как бы новую главу хорошо знакомого произведения. Например, рассказать о каком-нибудь «неизвестном» ранее случае, произошедшим с Малышом и Карлсоном или с Незнайкой и его друзьями. Можно также дать ему какой-либо готовый сюжет (необязательно оригинальный) и, если этот сюжет придется ему по вкусу, попросить сделать из него рассказ. 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Министерство образования Республики Беларусь Минский городской исполнительный комитет Дистанционное обучение в системе MOODLE Администрация Ленинского района