Советы учителя

Слышит ли рука глаз?

Одна из составляющих физической готовности ребёнка к школе – это двигательное развитие. Безусловно, и для психологической готовности это имеет большое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, большое значение имеет развитие мелкой моторики, чтобы ребёнок правильно держал ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро на уроках письма.
У ребёнка должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предметы, картинки, выделять отдельные детали. Пристальное внимание надо обратить на отдельные движения рук и глаза, на их координацию между собой. Зрительно-двигательная координация является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учёбы ребёнку необходимо одновременно смотреть на предмет или доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки, надо, чтобы пальцы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.
О трудностях координации говорит то, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как во втором случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
Как же научить этому ребёнка?  Помогут графические диктанты. Надо дать ребёнку образец, который он должен скопировать. Подойдёт любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр. Поможет конструирование по образцу.  Задания эти не так трудны, дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются.
Уважаемые родители, теперь вам стало понятно, для чего даются дошкольникам задания такого вида. Постарайтесь и дома выполнять их. Специальную литературу вы всегда можете найти в книжных магазинах.

Как работать со схемами(моделями) слов

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем, обозначения разных звуков различаются по цвету.
Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б']. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).
[п'ис'мо]
А затем записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю  стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч'], [щ'], [й'].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Детство закладывает фундамент для будущего Вашего ребенка, именно сейчас самый подходящий момент для родителей повлиять на успеваемость ребенка в школе. Ниже Вы найдете несколько способов помочь своему малышу добиться успеха в школе.

Воспитайте в ребенке позитивное отношение к школе
Неприязнь к школе и школьной атмосфере в некоторой степени заложена в человеческой природе. Если человеку нравится то, что он делает, и он делает то, что ему нравится, тогда работа, по сути, прекращает быть работой, а становится любимым занятием, приносящим удовольствие. Никогда не говорите, что получение образования – это очень трудно, или что учителя никуда не годятся, постарайтесь сделать процесс обучения веселым.

Взаимодействуйте с ребенком 
Нормальное здоровое общение ребенка со своими родителями помогает ему стать более открытым и более охотно делиться своими мыслями и трудностями и вместе искать решения. Вы можете рассказывать друг другу интересные истории и делиться своими мыслями по поводу того или иного предмета.

Донесите до ребенка идею о ценности образования
Прежде, чем помогать ребенку выполнять домашнее задание или заниматься вместе чем-то еще, связанным с учебой, можно в непринужденной обстановке обсудить с ребенком его будущее. Вам нужно рассказать ребенку о тех перспективах развития карьеры, которые Вы считаете наиболее благоприятными для него, и послушать, что он думает об этом. Если у ребенка уже сформировались определенные цели, помогите ему осознать значимость получения хорошего образования при достижении этих целей.

Делитесь мыслями и читайте ребенку вслух 
Помните, что для того, чтобы помочь своему ребенку, Вам нужно не делать все уроки за него, а тщательно обсудить с ним все моменты, прежде, чем он самостоятельно зафиксирует все это на бумаге. Это явится своего рода повторением пройденного и поможет ребенку лучше усвоить новый материал. Еще одним полезным приемом является чтение для ребенка. Помимо чтения книг на заданную тему, очень важно читать для развития общего кругозора и эрудиции ребенка, что поможет ему с легкостью ориентироваться в любой ситуации.

Избегайте сравнений с другими детьми
У каждого ребенка есть его собственные навыки и умения, в соответствии с которыми он выполняет работу. Заставляя ребенка быть похожим на других, Вы лишь демотивируете и расстраиваете его. Подобная практика может привести к тому, что ребенок окончательно потеряет интерес к учебе и не будет учиться на собственных ошибках.

Установите правила для надлежащего обучения 
Хотя рекомендуется обращаться с ребенком как можно мягче, необходимо установить определенные правила, которые должны достаточно строго выполняться, в особенности в том, что касается времени, отведенного для домашних заданий. Составьте расписание, которое равномерно распределяло бы время между учебой, играми и внеклассными занятиями. Ставьте перед ребенком небольшие цели, такие, например, как выполнение домашнего задания за определенное время, и придумайте награду за достижение этой цели (но не финансовую).

Общение родителей и учителей
Учитель может с наибольшей точностью указать Вам, в каких предметах Ваш ребенок безупречен, и какие ему необходимо подтянуть. Поскольку со временем методы преподавания изменились, многие родители не совсем представляют себе, что конкретно происходит в школе, и не могут помочь ребенку выполнить то или иное задание. Эта проблема может быть решена только путем общения родителей и учителя.

Это лишь несколько эффективных способов помочь своему ребенку добиться успехов в учебе. Вы можете сделать для ребенка гораздо больше, но для начала этого будет достаточно. Протяните руку помощи ребенку, даже если он не так силен в учебе, и дайте ему возможность сделать свое будущее ярким.


Учим числа первого десятка

Представление о Числе, Счете, действиях Сложения и Вычитания, сознательное усвоение Ряда Чисел (ребенок должен усвоить, как образуется каждое следующее число в ряду) - это основа всего дальнейшего обучения ребенка вычислительным навыкам.
Хорошо усвоив последовательность чисел 1-го десятка (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), дети уже умеют решать примеры на добавление и вычитание единицы (7+1=8, потому что после числа 7 при счете идет 8; 6-1=5, потому что числу 6 предшествует 5 и т.д.), для них теперь не представляет трудности и счет в пределах 20, 100 - и в дальнейшем легко и правильно будут считать десятками (10, 20, 30, 40, ...90, 100).
Хорошо зная наизусть табличку:
2 - это 1 и 13 - это 2 и 1
3 - это 1 и 2
4 - это 3 и 1
4 - это 2 и 2
4 - это 1 и 3
...
...
...
7 - это 6 и 1
7 - это 5 и 2
7 - это 4 и 3
7 - это 3 и 4
7 - это 2 и 5
7 - это 1 и 6
... или9=8+1
9=7+2
9=6+3
9=5+4
9=4+5
9=3+6
9=2+7
9=1+8
С практики известно, что табличка умножения дается ученикам в свое время намного легче, чем табличка сложения первоклассникам. Причина - вторую табличку дети заучивают, имея уже твердое представление о числах.
  • сначала упражнения на счет предметов и порядок чисел при счете
  • потом учимся распознавать 2, 3, 4 предмета
  • дальше работаем с числами 5, 6, 7
  • затем cостав чисел 8 и 9 - их учим с помощью нескольких упражнений, так как примеров уже больше.

дети, как мы уже говорили, легко выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 10, а в дальнейшем - сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (23+45=68, потому что 2дес.+4дес=6дес. и 3ед.+5ед.=8ед.), а также сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток ( 8+6 = 8+2+4 = 10+4 = 14 ).
Кроме того, понятно всем, что знание состава чисел первого десятка необходимо ребенку и для решения задач и уравнений.
Осознавая всю важность темы "Числа первого десятка", мы создали группу упражнений, направленных на усвоение последовательности чисел 1 - 10 и запоминания таблички сложения в пределах 10.
Если родители думают, что табличку сложения с детьми можно заучить без наглядных пособий, так же, как табличку умножения, то они глубоко заблуждаются.
Выполнять упражнения следует по порядку:
Овладевайте разными способами вычислений в пределах десяти: присчитывание, образное запоминание количества, счет по линейке, запоминание состава чисел. Пусть каждый ребенок найдет полезное для себя. Успешное усвоение этой темы поможет вашим детям хорошо учиться в дальнейшем.


Почему сочинять небылицы полезно?

Вы знаете о том, что самые большие фантазеры - это математики?  Строгие цифровые выкладки и буйная фантазия, мало того, что нисколько не исключают друг друга, но и тесно взаимосвязаны. 
 Посмотрите, сколько среди математиков талантливых рассказчиков: Льюис Кэрролл, Айзек Азимов, Александр Солженицин.  Способности талантливого рассказчика и  математическая одаренность дружно идут рука об руку.
Для изучения этого феномена канадские ученые провели следующий эксперимент: малышам-дошкольникам  раздали серию картинок и предложили сочинить историю. Можно было придумывать все, что душе угодно.
 Через несколько лет этим же ребятам, но уже школьникам, предложили пройти тестирование по математике. Победителями математического тестирования вышли лучшие рассказчики!
Умение абстрактно мыслить на уровне математических понятий и мышление на языке художественных вымышленных образов – все это функции одной и той же области нашего мозга. 
 Поэтому важный практический вывод – дайте выговорится своим ребятам-первоклассникам, пусть они сочиняют и рассказывают всем свои небылицы и придуманные истории. Не ищите в них зерно реального смысла, дайте ребенку возможность активировать свое абстрактное мышление.
Ведь математика сродни литературному труду - она не описывает реальных свойств вещей, а действует в абстрактом мире с абстрактными персонажами. 
 Как утверждают некоторые физики, которые исследуют реальный мир, что математика – это не наука, а пародия на нее, поскольку изучает не свойства объекта, а свойства свойств.
 Так какая же литература не обходится без хорошей пародии? Даже один из наших самых известных литературных пародистов Александр Иванов по образованию  был учителем геометрии.
Математика – это самая отважная и восхитительная авантюра, которая позволяет броситься вперед очертя голову.  Математик докапывается до самых глубин мира, что роднит его с великими писателями.

Как быть родителем школьника


Многие родители говорят, что снова чувствуют себя школьниками, когда их дети идут в первый, второй, третий класс. Только теперь ответственности в несколько раз больше. Они должны сами вспоминать весь школьный материал, да еще и малышам помогать справляться с заданием, если оно никак не поддается. Родители не имеют права показать детям, что чего-то не знают. Это подорвет их авторитет. Ребенок сразу задумается: «Если мама не знает таблицу умножения, то почему я должен ее учить?» Есть много случаев, когда родители звонят преподавателю втайне от детей и просят объяснить, как решается тот или иной пример. В этом нет ничего плохого. Мамам и папам полагается быть мудрыми и где-то хитрыми. Однако их проблемы на помощи в проверке домашнего задания не заканчиваются.
Задача родителей проследить за адаптацией ребенка в школьном коллективе. Порой это сложнее самых серьезных уравнений. Малыш может обладать какой-то особенностью характера, которая не понравится одноклассникам. Это может быть драчливость, ябедничество, высокомерность, жадность, скромность. Все это провоцирует разные конфликты, может не со всем коллективом, но с отдельными учениками точно. Родители должны научить ребенка достойно выходить из сложных ситуаций и помочь наладить отношения по возможности с каждым школьником.
Известно, что в школьном возрасте дети начинают понимать свою исключительность. Они сравнивают себя с другими, что может способствовать развитию комплекса неполноценности или наоборот повышенной самооценки. В школе впервые дети начинают различать друг друга по половому признаку. Появляются симпатии, переживания, ссоры, что может отразиться на учебе и на отношениях в коллективе. Родители опять же должны выступать в качестве «регулировщиков».



3 коммент.:

  1. Здравствуйте! Кто учил Вас делить так слова на слоги! Безграмотность! Пись-мо, Яб-ло-ко! И никак иначе!!! Ещё и родителям выставляете на показ эту статью.

    ОтветитьУдалить
  2. Всё правильно в статье. Вы путаете деление на слоги с переносом слов.

    ОтветитьУдалить
  3. В статье как раз все правильно)))

    ОтветитьУдалить

Министерство образования Республики Беларусь Минский городской исполнительный комитет Дистанционное обучение в системе MOODLE Администрация Ленинского района